21 марта в Третьяковской галерее состоялся показ первого фильма из цикла Ретроспективы Шакена Айманова “Дочь Степей”. О том, как родилась идея познакомить москвичей с творчеством нашего мэтра кинематографии, и что готовит Третьяковка совместно с Посольством Казахстана в России на ближайшее будущее, рассказал Максим Павлов, куратор кинопрограмм Государственной Третьяковской галереи:
Максим: У нас есть цикл, который мы уже начали – “История национальных кинематографий”. И мы уже договорились с посольством о том, что будем делать краткую историю казахского кино. Мы думаем, всё случится осенью этого года либо весной следующего. И вот в преддверии этой истории, которую мы будем начинать картинами конца 30-х годов и закончим современными фильмами, мы решили сделать не полную, но довольно представительную ретроспективу Айманова. Как абсолютного классика, как самого известного казахского режиссёра. Человека, работающего в кинематографе интересно и разнообразно на протяжении многих лет, хотя судьба и отвела ему не так много времени. Но поражает стилистическое разнообразие его фильмов даже ещё до оттепели 1964 года. Интересно посмотреть, как эволюционировал его стиль. Тем более, Шакен Айманов в этом смысле был абсолютный универсал: снимал и мюзиклы, и фильмы про XX век партийной окраски, и военные фильмы, такие как “Земля отцов”. Хотя, это, скорее, фильм антивоенный, исторический.
– Что означает термин “антивоенный”?
Максим: Это значит пацифистский. Фильм, который осуждает войну как самое страшное, что может быть в истории человечества. Потому что убийство людей, особенно массированное, разрушает человеческую душу. Айманов это прекрасно показывает на примере ребёнка, что часто используется в кинематографе. И если Тарковский помещает ребёнка в военное время, то Айманов показывает нам ребёнка, который остался без отца. Потому что безотцовщина – это один из главных бичей всех историй с конца XIX века. Чехов ещё в XIX веке в своей пьесе “Безотцовщина” рассказал, какие трансформации начинаются с человеком, когда у него нет отца. Поэтому фильм “Земля отцов” и о трагедии войны, и от трагедии ребёнка.
– А что вы думаете по поводу сегодняшнего фильма “Дочь степей”?
Максим: Этот фильм я ещё не видел. Он считается довольно редким. Я читал о нём, но сказать пока ничего не могу. Будем смотреть вместе (улыбается). Могу гораздо больше сказать о фильме, снятом на основе эпоса «Козы Корпеш и Баян сулу» – «Поэма о любви». Формально он был первым, потому что они снимались с «Дочерью степей» параллельно в 1954 году, просто «Поэма о любви» вышла чуть позже, весной 1955-го.
– Но в целом ретроспектива будет сделана в хронологическом порядке?
Максим: Да, хотя есть некоторые перестановки. Потому что “Землю отцов” мы решили показать на 9 мая. Это не последний фильм в фильмографии Айманова. Но для нас главное – показать эволюцию стиля и жанровое разнообразие автора. Показать, что автор может всё: от партийного фильма до мюзикла, исторической драмы на примере средневекового сюжета и исторической драмы на примере XX века.
– Как вы считаете, в то время возможно было развиваться человеку искусства, в частности, режиссёру, не снимая фильмы о партии?
Максим: У Айманова таких фильмов, собственно, не так много. И то, “Дочь степей” – это не фильм о партии, а фильм о судьбе казахской женщины. О том, что выпало на судьбу многих женщин и мужчин в рамках политических трансформаций. Фильм 1954 года, конечно, он сделан по законам того времени. Но мне кажется, Шакену важнее было показать, что он владеет профессией, что он стал режиссёром и умеет делать фильм, нежели углубиться в политический анализ.
– Расскажите, что нас ожидает в “Истории казахской кинематографии”?
Максим: Мы подготовим большую программу, хотя мы её и называем краткой историей. Обычно основа таких программ – это один-два фильма от каждого десятилетия. Чтобы показать главные или наоборот незаслуженно забытые работы, которые не выстрелили в своё время. Но сейчас, когда у нас есть историческая дистанция, мы понимаем, что какой-то фильм был очень важен для развития национальной кинематографии. Я надеюсь, что мы вместе с Казахстаном сделаем эту программу, потому что в России нет специалистов по казахскому кино в полном смысле. Будем советоваться с коллегами, какие-то свои соображения уже есть. Это продолжает другую нашу миссию – знакомство москвичей с национальной кинематографией бывших республик Советского Союза. Очень важно напомнить о том, каким крупномасштабным явлением было то, что раньше называлось “многонациональный Советский кинематограф”. В нём было много достижений. Есть фильмы, которые лежат на полке, и пусть себе лежат, а есть то, что обязательно нужно пересматривать. Эти фильмы достойны снова выйти на большой экран и быть увиденными заново или впервые.
– Спасибо за беседу, Максим!
Максим: Спасибо вам за сотрудничество! Приглашаем всех в гости!
А мы напоминаем, что 27 марта в 21:00 в Инженерном корпусе Третьяковской галереи состоится показ фильма “Поэма о любви” Шакена Айманова. Билеты можно приобрести в кассах или на сайте Третьяковской галереи https://www.tretyakovgallery.ru/ в разделе “Билеты-Киносеансы”. Стоимость билета 120 рублей.